В 2020 году грядут изменения в рекламировании строительства жилой и нежилой недвижимости

Предыстория

Еще 2 октября 2019 года Верховная Рада приняла закон №139-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности», которым, среди прочего, были внесены изменения в закон «О рекламе».

Данные изменения вступают в силу 18 апреля 2020 года (через шесть месяцев с даты опубликования).

Также 17 октября 2019 года Верховная Рада приняла еще и закон №199-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования порядка предоставления административных услуг в сфере строительства и создания единой государственной электронной системы в сфере строительства».

«Документ фактически дублирует положения закона, принятого за две недели до этого. Им также предусмотрено внесение изменений в закон «О рекламе», которые вступили в силу 1 февраля 2020 года (на 4 месяца раньше закона №139-IX», – отметил в беседе с UBR.ua Юрий Хапко.

Когда и что изменится

Основное различие между двумя законами, говорит юрист, заключается в части запрета рекламы в зависимости от механизма привлечения средств, а именно:

  • С 1 февраля до 18 апреля 2020 рекламировать можно при условии, если привлечение средств физических и юридических лиц (в том числе в управление) для строительства таких объектов осуществляется в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»;
  • После 18 апреля 2020 г., рекламировать жилые дома возможно, но при наличии лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финуслуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг) у субъекта хозяйствования, осуществляющего привлечение негосударственных средств физических и юридических лиц, в том числе, в управление для финансирования строительства жилого дома;
  • Такая реклама возможна при условии управления имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью, в соответствии с законом «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», или при наличии свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается единицей строящегося объекта.

«То есть в законе № 199-IX речь идет о запрете рекламы, в случае использования прямо непредусмотренных законодательством схем привлечения средств, а в законе № 139-IX – о наличии лицензий на деятельность по привлечению средств», – подметил нам Юрий Хапко, адвокат, старший партнер ЮФ «Тотум».

Реклама жилых и нежилых помещений, которая размещается с целью поиска потенциальных покупателей для сооружения таких объектов, будет разрешена только в следующих случаях:

  • если у заказчика рекламы есть права собственности или пользования на участок, где ведется строительство;
  • если у заказчика рекламы есть права на выполнение строительных работ в соответствии с законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;
  • если у исполнителя есть лицензия на выполнение строительных работ объектов со средним классом ответственности (СС2) и значительным классом (СС3);
  • в случае финансирования строительства средствами вкладчиков, согласно части 3 статьи 4 закона Украины «Об инвестиционной деятельности», а именно:

— через фонды финансирования строительства;

— через фонды операций с недвижимостью;

— через институты совместного инвестирования;

— путем эмиссии целевых облигаций предприятий;

— другие способы прямо предусмотренные законом (например, жилищно-строительные кооперативы).

«После введения Единой государственной электронной системы в сфере строительства, подобная реклама должна будет содержать реквизиты вышеупомянутых документов и идентификатор объекта строительства», – отметил в беседе с UBR.ua Юрий Хапко.

Перечень органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе, установленный в соответствии со статьей 26 закона Украины «О рекламе»:

  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей – по защите прав потребителей рекламы;
  • Антимонопольный комитет Украины – относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания – относительно телерадиоорганизаций всех форм собственности;
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную бюджетную политику в сфере управления госдолгом и гарантированным госдолгом – по рекламе государственных ценных бумаг;
  • Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – по рекламе на фондовом рынке;
  • центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах строительства, архитектуры – относительно сооружения жилого дома;
  • центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам госнадзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения – по рекламе о вакансиях (прием на работу).

«Фактически почти вся тяжесть такого контроля ложится на центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей – по защите прав потребителей рекламы (сейчас таким органом является Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпродпотребинспекция)», – говорит Хапко.

https://ubr.ua

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ В TELEGRAM

Обратный звонок